20 откровенных тезисов о воспитании от алис миллер

Для многих родителей книги швейцарского психотерапевта Алис Миллер стали настоящим откровением, они смогли по-другому взглянуть на свое детство и пересмотреть свои взгляды на воспитание детей. Она утверждает, что то, что заложено в нашем детстве, во взрослой жизни определяет наши действия и поступки. Неизлеченные детские травмы ведут за собой проблемы в личной и социальной жизни человека и могут приводить к психическим заболеваниям.

Алис Миллер родилась в 1923 году в Польше в еврейской семье. На долю девушки выпали страшные испытания и большая удача: ей повезло выбраться из гетто и до конца Второй мировой войны она укрывалась в семье католиков. После войны она эмигрировала в Швейцарию, где получила степень доктора наук по философии, психологии и социологии.

Двадцать лет Алис Миллер посвятила работе психоаналитика, а с 70-х годов начала вплотную заниматься изучением феномена насилия по отношению к детям. Ее книга “Драма одаренного ребенка”, посвященная изучению детских психологических травм, стала мировым бестселлером.

●  Тиран – это травмированный в детстве ребенок, которого били и унижали родители. Если человеку с детства было позволено чувствовать себя свободным и сильным, то впоследствии у него не возникнет потребности унижать других.

●  Взрослые думают, что живая душа ребенка представляет опасность для их власти.

● Именно то, что родители скрывают, больше всего волнует ребенка.

● Травмированные дети навсегда остаются привязанными к родителям и не достигают эмоциональной зрелости.

● Человеческая душа практически не поддается разрушению, а ее способность возрождаться из пепла остается до тех пор, пока тело дышит.

● Человек должен иметь право на свои собственные истинные чувства и на их выражение.

● Для большинства людей мысль о том, что родители их не любили, попросту невыносима. Чем больше свидетельств нелюбви, тем сильнее люди цепляются за иллюзию того, что они были любимы.

● Большинству людей легче умереть (буквально или символически, через убийство своих чувств), нежели вновь ощутить всю беспомощность, от которой они страдали, будучи детьми.

● Требования «хорошо себя вести» не имеют ничего общего ни с эффективной терапией, ни с самой жизнью. Многим людям эти установки перекрывают путь к свободе.

● Тело использует депрессию как способ выразить протест против предательства нами самих себя.

● Морализаторство только уводит детей с верного пути и перекрывает им путь к самопознанию. Тело, в конце концов, не понимает моральных заповедей.

● Лицемерие – универсальное средство овладения человеческими душами, в том числе и в педагогике.

● Лжец не может уважать себя, а тот, кто не уважает себя, не уважает и других.

● Гнев родителя – следствие его собственных проблем. Но вину за них взрослый возлагает на ребенка.

● Полное подчинение воле воспитателей влечет за собой готовность взрослого человека полностью подчиниться чужой политической воле.

● Любое воспитание приносит вред.

● Люди, приученные молчать, страдают от этого осознанно или, чаще, неосознанно.

● Отношение родителей к ребенку влияет на последующее отношение ребенка к себе самому.

● Неспособность почувствовать собственные страдания, перенесенные в детстве, приводит к тому, что человек может оказаться невосприимчивым и к страданиям других.

● Плохое поведение – один из немногих способов, которые использует ребенок для наказания взрослого.