По тому, как со временем меняется одежда, можно многое сказать о том, как меняется само общество. А уж тем более по детскому костюму – ведь это не только отражение жизненных реалий, но и свидетельство того, как трансформируются взгляды на воспитание и образование. А что происходило с детской одеждой в Российской империи? Сегодня мы расскажем о том, как одевали своих детей представители высших сословий – ведь именно они, как правило, оперативнее всего реагируют на новые тенденции в обществе.
«Маленькие взрослые» или Мир детства?
Вплоть до начала XIX века состоятельные и чиновные родители, точно так же, как и обычные граждане, могли не ломать голову над тем, как одеть свое чадо, просто потому что детской моды как таковой не существовало. Наряды для детей были точной уменьшенной копией одежды взрослых – что в России, что в Европе, что в Америке.
Олешкевич И.И. Портрет девочки. 1823
А самых маленьких детей, до пяти-шести лет, в дворянских и в богатых купеческих семьях, наряжали в платьица, напоминающие крестильные. Эти платья от души украшали лентами, тесьмой, вышивкой и т.п. К ним полагались панталоны, отделанные кружевами. Такие вещи носили и мальчики и девочки – единственным отличием было то, что мальчишеские платья были отделаны металлическими пуговицами. Так что не всегда можно было и разобрать, ребенок какого пола перед вами.
Такая мода частично продержалась до конца XIX века. Так, поэт-символист Андрей Белый (родившийся уже в 1880 году), вспоминает как о самом главном огорчении своего детства нарядное платьице, которое заставляли его носить родители, из-за чего будущего известного поэта нередко принимали за девочку.
И только в первых десятилетиях XIX века начало создаваться то, что сейчас называется детской индустрией, куда вошли и одежда, и книги, и промышленные игрушки, и развлечения. Быть может, это стало следствием того, что именно тогда самые просвещенные люди своего времени заговорили о том, что пора перестать воспринимать детей просто как маленьких взрослых. Появилось понятие «Мир детства» – за детьми наконец была признана присущая только им психологическая специфика и право на то, чтобы их окружали особые вещи.
Первыми робкими шагами в этом направлении стало разделение детской одежды по предпочтительной цветовой гамме: для девочек – розовый, для мальчиков – голубой цвет (кстати, этот обычай дошел и до наших дней в виде «приданого для младенца»), а также то, что девчоночьи платья стали шить из более легких тканей, чем для взрослых дам, а для мальчиков были разработаны пиджаки.
«Из сказочных далей, из сказочных снов выходим мы в мир, не похожий на сказки»
До самой середины XIX века обычай шить детскую одежду по взрослым лекалам (особенно на торжественный случай) сохранился. Другое дело что модели стали «облегченными» – например, платья и панталоны для девочек укоротились. Но в европейской моде торжествовал пышный ампир, коснулся этот тренд и России, и потому, например, девичьи наряды делали с неудобной завышенной талией и с неподобающим нежному возрасту глубоким декольте.
Очень большое внимание в детском костюме уделялось украшениям – вышивка, кружева, бисер, банты, расшитые манжеты, отложные воротнички и тому подобное – все это красовалось на нарядах не только девочек, но и мальчиков. Последним особенно мешали перчатки, как правило, лайковые. От этих перчаток дети «из хороших семей» не могли избавиться вплоть до XX века. Вот что вспоминал великий режиссер К.С. Станиславский: «На руки натягивают белые перчатки и строго-настрого наказывают, чтобы по возвращении домой из театра перчатки оставались белыми, а не совершенно черными, как это обыкновенно случается. Понятно, что мы весь вечер ходим с растопыренными пальцами рук, держа ладони далеко от собственного туловища, дабы не запачкаться».