Не только обычные девочки-подростки страдают от комплекса «гадкого утенка». Оказывается, он знаком даже самым знаменитым красавицам.
Все мы знаем сказку о гадком утенке, превратившемся в прекрасного лебедя. Но только вот девочки, недовольные своей внешностью, зачастую не верят в возможность своего преображения. Почему так происходит? Действительно ли виноваты внешние данные или это – неуверенность в себе? Попробуем разобраться, заглянув в детские воспоминания знаменитостей.
Грейс Келли
Будущая американская актриса и княгиня Монако родилась в 1929 году в городе Филадельфия, США. В семье ее отца, Джека Келли – каменщика, ставшего миллионером, она была третьим ребенком из четверых. У Грейс было две сестры и один брат, с которыми ей приходилось делить внимание родителей: «Мы всегда соревновались между собой. Соревновались буквально за все, и особенно – за любовь».
В семье царил культ физической силы и здорового образа жизни. Бывший чемпион по гребле, Джек активно приобщал детей к спорту, а его жена Маргарет воспитывала в дочерях привычку к труду. Будучи немкой по происхождению, она старалась воспитать девочек в «немецком духе»: привить им равнодушие к внешности и модным нарядам, приучить к рукоделию, воспитать в них скромность.
Со спортом у Грейс не ладилось: она была полноватой и неуклюжей, часто спотыкалась и падала, а еще постоянно простужалась, а вот со скромностью все было в порядке: «В детстве я была ужасно застенчивой. Настолько застенчивой, что пыталась забиться куда-нибудь в угол, чтобы только не попадаться другим на глаза».
Первые годы обучения Грейс провела в католической школе, где особый упор делался на воспитание хороших манер. С одиннадцати лет она параллельно начала заниматься балетом и обожала это занятие, пока не узнала, что балерины из нее не получится из-за крупной комплекции. В 14 лет она поступила в частное учебное заведение для девочек, где проявилась ее страсть к драматическому искусству.
Застенчивая Грейс принимала участие в спектаклях, получая колоссальное удовольствие от возможности перевоплотиться в кого угодно. Правда, выразительной внешностью будущая актриса похвастаться не могла:
«Я была такая неприметная, что меня приходилось снова и снова представлять одним и тем же людям, прежде чем меня наконец начинали узнавать».
«Был такой период между четырнадцатью и шестнадцатью годами, когда внешне она ровно ничего из себя не представляла: вечно хихикающая девчонка с писклявым, слегка гнусавым голоском. У нее всегда были проблемы с носом. От этого ее голос звучал как-то по-особенному. А так как она любила покушать, то это не преминуло сказаться на ее весе. Кроме того, Грейс страдала близорукостью и вынуждена была носить очки», – вспоминала ее мать, Маргарет Келли.
Маргарет могла запросто сказать во всеуслышание: «Кому может понравиться наша Грейси?», не замечая, что ранит стеснительную дочь-подростка, обделенную вниманием мальчишек. Однако к шестнадцати годам Грейс чудесным образом преобразилась, превратившись в редкую красавицу. Окончив школу, она с удовольствием выпорхнула из родительского гнезда и поступила в Американскую Академию драматического искусства – так начался путь ее успеха.
Одри Хепберн
Неподражаемая Одри Хепберн родилась в 1929 году в Бельгии, в пригороде Брюсселя. Тогда ее звали Одри Кэтлин Растон. Мать Одри, баронесса Элла ван Хеемстра, происходила из голландского аристократического рода, об отце же, Джозефе Хепберне, мало что известно. У будущей актрисы было два старших брата – сыновья матери от первого брака.
Родители почти постоянно были заняты собой, и часто – бурным выяснением отношений друг с другом. «На меня у отца и мамы времени почти не оставалось. Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал», – писала впоследствии Одри Хепберн, вспоминая свое детство. В то время она действительно ела очень много шоколада и была довольно пухленькой, пока мать не стала ограничивать ее в сладком.
Когда девочке исполнилось шесть лет, ее родители развелись. Одри, обожавшая отца, очень болезненно восприняла это событие. Позже она признавалась, что в тот день, когда он ушел, закончилось ее детство.
«Мать очень любила меня, но она часто не умела показать мне эту свою любовь. И у меня не было никого, кто мог бы просто приласкать меня», – спустя годы сокрушалась Одри.
После разрыва с мужем Элла с детьми переехала в Нидерланды. Здесь Одри училась в школе городка Арнем и самозабвенно занималась балетом. Даже когда в Арнем пришла война (он был оккупирован немцами), а с ней – и голод, будущая звезда не оставляла занятий – деньги на это мать зарабатывала уроками бриджа.
Однажды Одри пришлось спрятаться в подвале и провести там целый месяц, питаясь несколькими яблоками и половиной буханки хлеба – после этого у нее началась желтуха и возникло множество других проблем со здоровьем. Одри очень быстро повзрослела.
После окончания войны мать с дочерью переехали в Амстердам, где и началась карьера актрисы Одри Хепберн. Но даже спустя годы, уже став признанной иконой красоты и стиля, она весьма критично относилась к своей внешности.
«Вот уж не думала, что с таким лицом, как у меня, можно появиться на страницах журнала», – говорила Одри, увидев свое фото на обложке журнала «Тайм».
«Я не красавица. Моя мама однажды назвала меня гадким утенком. Но если мои черты рассматривать отдельно, можно найти кое-что хорошее», – признавалась она.
По словам Луки Хепберна, ее младшего сына, «…она думала, что у нее слишком большой нос и большие ноги, она считала себя слишком худой и была недовольна слишком маленькой грудью. Она смотрела в зеркало и говорила, что не понимает, почему люди считают ее красивой».
Бриджит Бардо
Будущая французская кинозвезда родилась в Париже в обеспеченной французской семье в 1934 году. В семье было две девочки – старшая Брижит Анн-Мари и младшая Мари-Жанна (Мижану).
По стойкому убеждению Бриджит, родители с самого рождения Мижану, которая была младше ее на четыре года, явно переключили свою любовь на сестру.
«Со временем я почувствовала, что отдаляюсь от родителей, что Мижану у них любимей, – писала актриса в своих мемуарах. – Мижану – хорошенькая куколка, хоть и ябеда, и бежит жаловаться на меня по каждому пустяку. А мне – порка. И вечно исполосован зад. Я не раз слышала, как мама говорит подругам: «Слава Богу, есть Мижану. Только от нее и радость. Бриджитка – и злая, и некрасивая»».
Подобные слова глубоко западали в душу маленькой Бри-Бри (таким было ее домашнее имя), она становилась замкнутой и закомплексованной:
«Своей внешности я стыдилась. Все отдала бы, чтобы стать, как Мижану, с рыжими, до пояса, волосами и фиалковыми глазами, и быть любимицей папы и мамы. Господи, ну почему у меня волосы тусклые и как палки, и косоглазие, и очки, и зубы выпирают, и приходится носить проволочку!»
Бриджит раскрепощалась и чувствовала себя комфортно только на занятиях хореографией, к которой с раннего детства проявляла большой интерес.
В 13 лет, пройдя жесточайший отбор, Бриджит поступила в Парижскую Национальную академию танца, где проучилась три года и откуда вынесла свою грациозную походку. В 14 лет, внезапно превратившись в обворожительную красотку, она уже позировала для обложки журнала, затем была замечена начинающим режиссером, после чего ее карьера пошла в гору.
Удивительно, но комплекс «гадкого утенка» общепризнанная красавица сохранила на всю жизнь:
«Я с детства знала, что некрасива, бесцветна, и считала, что, если напущу на лоб челку и завешу щеки волосами, свою некрасивость немного скрою. Этот комплекс остался во мне навсегда, не дав стать самоуверенной, наоборот, приучив к смирению, – в этом, может быть, и есть секрет моего успеха».
Екатерина II Великая
Известно, что императрица Екатерина II Алексеевна Великая обладала весьма привлекательной внешностью: «была роста среднего, стройного стана, отличной красоты, следы которой не истребились до самой ее кончины». Но так было не всегда.
Родившаяся в 1729 году в семье обедневшего прусского герцога принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (таким было ее имя при рождении) не обещала стать ни красавицей, ни влиятельной политической фигурой. Она была первым ребенком у своей матери, совсем молоденькой герцогини Иоганны-Елизаветы, которая почему-то не прониклась материнским чувством к собственной дочери.
«Меня едва терпели, очень часто сердито и даже зло отчитывали, причем не всегда заслуженно», – писала императрица в своих мемуарах. «Отца своего я видела редко, мать же мало занималась мною».
Фикхен (так называли Софию в семье) росла довольно упрямой, своевольной девочкой с мальчишескими замашками, и, по мнению матери, была совершенно некрасива. Герцогиня не щадила дочь замечаниями, постоянно подчеркивая ее недостатки.
«Не знаю, наверное, была ли я действительно некрасива в детстве, – писала впоследствии Екатерина, – но я хорошо знаю, что мне много твердили об этом и говорили, что поэтому мне следовало позаботиться о приобретении ума и достоинств, так что я была убеждена до 14 или 15 лет, будто я совсем дурнушка».
Принцесса воспитывалась в строгости, получила хорошее домашнее образование. К четырнадцати годам девочка расцвела и, к удивлению матери, стала нравиться представителям противоположного пола. В 1744 году вместе с ней София приехала в Россию в качестве невесты великого князя Петра Федоровича. Здесь она приняла православие и получила имя Екатерины Алексеевны. В шестнадцать лет будущая императрица вышла замуж за Петра III, который, правда, оказался к ней абсолютно равнодушен.
Даже спустя годы Екатерина Великая не была уверена в своей красоте: «Говоря по правде, я никогда не считала себя особенно красивой, но я нравилась, и думаю, что в этом была моя сила». Убеждаться в собственной женской силе Ее Величеству доставляло удовольствие – у Екатерины было огромное количество фаворитов.