Учитель — профессия благородная. Но кто сказал, что преподаватели не манипулируют детьми? Порой дело доходит до грязненьких приемов.

Ирина Павловна, наша подписчица из Тулы, 35 лет проработала учителем. Она написала очень откровенное письмо, в котором призналась: все учителя манипулируют детьми. И приемы используют одинаковые.

Вот ее история.

35 лет я проработала учителем в школе, уже на пенсии. Могу сказать вот что: дети — не сахар. Тяжело справляться с классом, в котором 25-30 человек. Причем, непросто со всеми: первоклашки еще не понимают, что такое дисциплина, а те, кто постарше, уже показывают свой характер — надо как-то усмирять.

Но как? Приходится идти на хитрости. Порой даже на неприкрытые манипуляции. А что поделать? Хочешь работать — умей вертеться!

По молодости жалела деток, пыталась вести себя с ними мягко и не понимала, зачем коллеги пугают их и даже откровенно пользуются некоторыми. А потом до меня дошло: надо не осуждать, а учиться!

Вот каким приемам я научилась у них. За некоторые немного стыдно, но я не жалею, что применяла их.

У меня в каждом классе были «любимчики»

В каждом коллективе я выделяла одного «своего» ребенка. Нет, не потому, что он нравился мне чем-то, просто везде нужен свой «агент». Как учитель со стажем я скажу, что эти дети быстро становятся и ушами, и глазами преподавателя.

Понимая свое близкое расположение к учителю, у которого есть власть, «любимчики» охотно превращаются в подхалимов. Такие быстренько помогают решать любые проблемы с коллективом. Я всегда знала, кто и как списывает, кто как готовится к урокам. Наличие одного такого «агента» помогает легко управлять всем классом и понимать, кто есть кто в нем.

Поведение в классе легко регулируется оценками

Сколько учителей знаю, все этим приемом пользуются. Не нравится поведение ученика — минус балл за работу!

Да, я понимаю, что нельзя так поступать, а как иначе? Не терпеть же шум и гам все 45 минут! Пожаловаться все равно никто не сможет. Пусть только попробует прийти с родителями и оспорить оценку, заявив, что учитель должен оценивать только знания — сразу же раскроются прелести поведения.

Ребенок прекрасно понимает, что так будет, поэтому молчит. Минус балл — и сидит, как шелковый!

Донести вещи учителя — заслуга, а не эксплуатация

Да, я почти никогда не носила тетради сама. Всегда просила, чтобы кто-то из мальчиков зашел и помог мне. А после урока кто-то уносил очередную стопку в мой кабинет.

Много раз бывали случаи, когда дети, с которыми нам по пути, помогали донести мои вещи до дома. А что в этом такого? Я ребенка проведу, он мне поможет. Мне, в конце концов, тоже несладко таскать их работы туда-сюда!

Сейчас кто-то из родителей осудит меня — их дело. Но все дети были рады оказать помощь. Они понимали, что будут иметь хорошие оценки по моим предметам.

Я могла побыть и злым учителем

Бывают такие ситуации, что класс просто доводит до белого каления. И виноват, как правило, один ученик, который заводит всех — самый шумный хулиган. К таким у меня всегда было особое отношение.

Ребенок шумит — значит, получает по заслугам. Он всегда шел отвечать первым. Не знает — «два» в журнал! Да, и из класса выгоняла, было такое много раз, и в угол ставила — пусть остальные дети смотрят, что будет с теми, кто разлагает дисциплину.

Так нельзя? А кто сказал, что донимать учителя можно? Зато весь класс понимает, за что с хулиганом так, и ведет себя прилично.

Отношение к ученику часто зависит от того, кто его родители

Немного стыдно, но так бывает чаще, чем думают родители. У нас, учителей, это происходит непроизвольно.

Из своего опыта скажу: у меня всегда было особенное отношение к тем детям, чьих мам и пап я знала лично. Особенно, если они мне в чем-то помогали. Я старалась не портить таким ученикам оценки, помогала «подтянуться» под другим предметам — подходила к коллегам и разговаривала об успеваемости ребенка.

А как иначе? Ко мне коллеги тоже подходили, просили не оценивать строго кого-то из их «любимчиков». И я почти всегда шла навстречу.

Не могу объяснить, почему мы так делаем. Просто хочется помочь ребенку, и все.

Да, мы не святые. Но нас, учителей, можно понять. Работа — не сахар. Нагрузки много — приходится и учить, и быть воспитателем. Как тут без манипуляций?

А как вы относитесь учительским манипуляциям? Считаете ли их оправданной мерой? Напишите в комментариях!