Удивление. Возмущение. Восхищение. Целая гамма эмоций скрывается за одним коротким словом – “икудзи”. Это не просто система воспитания детей в Японии. Это философия, которой столетиями следуют японские мамы и педагоги. Даже в современном мире она не теряет актуальности и как нельзя лучше подходит японскому менталитету.
“Нельзя из ребёнка сразу сделать взрослого, каждому возрасту должны предъявляться свои требования, ограничения в поведении должны вводиться постепенно”, – эта мысль, высказанная основоположниками японской педагогики Наказ Тодзю и Каибара Экикэн, отражает суть системы икудзи. Согласно ей, ребёнок проходит три ключевых этапа взросления. До пяти лет он – божество, почитаемое родителями, от пяти до пятнадцати лет – их раб, после пятнадцати лет – равный им. Что же в воспитании детей неприемлемо для мам-японок?
Мама в Японии не попросит бабушек и дедушек посидеть с ребёнком
Просить родственников о помощи с детьми в этой стране не принято, поскольку это нарушает священную связь между мамой и малышом. Они – одно целое, мать считает себя тенью своего ребёнка. До того момента, как малыш пойдёт в детский сад, мама не оставляет его ни на минуту. Она спит с ним, постоянно носит на себе.
Тесный физический и духовный контакт способствует сильной привязанности ребёнка к матери, которую он проносит через всю жизнь. Даже когда подросток достигает пятнадцати лет, он всегда может рассчитывать на родительское тепло, и мама остаётся для него главным авторитетом.
Японская мама не отдаст ребёнка в детский сад до трёх лет
Устройство малыша в японский садик – непростая процедура. Родители должны доказать, что для этого есть весомая причина, например, низкий доход семьи или серьёзная болезнь одного из родителей. Ещё они должны документально подтвердить, что работают более четырёх часов в день. Если женщина хочет оформить ребёнка в ясли, чтобы быстрее выйти на работу, это будет воспринято как эгоизм и вызовет осуждение в обществе.
По вековым традициям, женщина в Японии после выхода замуж должна посвятить себя дому, мужу и детям. Конечно, в современном мире японки получают престижное образование и работают, но устоявшиеся ценности нельзя полностью игнорировать. До трёх лет ребёнок нуждается в постоянном присутствии матери, и никто не сможет о нём позаботиться лучше.
“Самое лучшее воспитание для ребёнка — это материнская любовь”, говорится в знаменитой книге Масару Ибука “После трёх уже поздно”.
Японка не станет ничего запрещать малышу до пяти лет
Первые пять лет к ребёнку относятся как к божеству, или императору (что, в сущности, практически одно и то же для японцев). Русский учёный-японовед Г. Востоков сказал, что Япония “детский рай, в котором нет даже запрещённых плодов”.
Малыши чувствуют безграничную любовь к себе, их постоянное самоощущение — “я хороший”. Но это не вседозволенность и не избалованность, как может показаться со стороны европейцу или американцу.
Японских детей отличает умение контролировать свои эмоции, вежливость, почтительное отношение к старшим, особенно, к своим родителям. Эти черты мама постепенно прививает малышу в форме спокойного диалога, игры и личного примера. После пяти лет они очень пригодятся маленькому человечку, ведь появится множество правил, которым нужно будет строго следовать, множество задач, которые нужно будет неукоснительно выполнять.
Мама-японка никогда не накажет малыша
Маленькие японцы не знают, что такое телесное наказание. Мамы не повышают на них голос, не читают наставлений, и вообще, стараются избегать любых проявлений силы и власти над детьми. Они учат своих чад с вниманием относиться к людям и окружающему миру, видеть его чувственное начало даже в неодушевлённых предметах.
Например, если малыш ломает какую-то вещь, мама может сказать, что он делает этой вещи больно, и этого будет достаточно для вразумления. Худшим наказанием для ребёнка будет видеть маму расстроенной, тем более, если причина в нём. Он обязательно почувствует свою вину и постарается исправиться без лишних замечаний или принуждения к этому.
Мама в Японии не будет развивать в ребёнке индивидуальность
Стремление к самовыражению, отстаивание собственного мнения, нестандартное мышление и прочие прелести, присущие личности – это не про японцев. Детей, которые проявляют индивидуальность, могут травить в школе. Это считается нормой и даже имеет своё название – «идзимэ». Чтобы этого избежать, мамы воспитывают своих чад в духе коллективизма, учат ставить общественные интересы выше личных.
“В группе культивируется конформизм, т. е. следование групповым нормам. Подросток, нарушивший эти нормы, подвергается остракизму и неизбежно оказывается моральным изгоем” — описывает социализацию подростков в Японии Пронников Владимир, автор книги “Японцы”.
Дети очень бояться быть отчужденные обществом и, больше всего, домом. Быть частью коллектива и невозможность жить вне него – вот основные принципы, формирующие сознание японца с пяти лет. Поэтому железная дисциплина, строгое соблюдение законов и правил, самоотверженная работа на благо общества – это черты японского народа, не перестающие удивлять гостей Страны восходящего солнца.