Детей-инвалидов на улицах, в парках, магазинах и даже ресторанах в Мексике гораздо больше, чем в России.
Их не прячут, не стесняются и не избегают – дети как дети.
«В школе все сына обожают»
Местные мамы все в один голос уверяют, что в Мексике к детям с ограниченными возможностями относятся очень дружелюбно.
«Везде отношение хорошее, как к любому другому малышу, в школе все сына обожают, у него куча друзей, они постоянно приходят к нам в гости и его приглашают, – говорит Анастасия, мама мальчика с синдромом Дауна. – Еще он ходит в кружки рисования и музыки – везде в группе с другими обычными детками, и никто меня ни разу даже не спросил, есть ли у него синдром Дауна, малыш как малыш. Везде отношение лучше, чем я ожидала, даже незнакомцы останавливаются и поздравляют нас со «специальным» малышом».
Специализированные государственные школы для особенных детей в Мексике есть, но качество обучения во многих из них оставляет желать лучшего. Как и в обычных государственных школах Мексики, там тоже часто бывает слишком много учеников и мало учителей, а уровень образования довольно низкий. Поэтому если хорошую госшколу рядом найти не удалось, то многие мексиканцы стараются отдать ребенка в платное учебное заведение, пусть даже для этого придется работать на двух работах.
Частных школ, детсадов и университетов здесь гораздо больше, чем в России. В целом, по словам местных жительниц, детский сад и начальную школу с инклюзивной программой найти в Мехико очень просто, среднюю и старшую – уже сложнее, но тоже можно. С университетами пока дело обстоит хуже, хотя и они все чаще принимают молодых людей с ограниченными возможностями.
«Есть школы, которые чуть ли не специально хотят видеть детей-инвалидов в классах»
«Если говорить о частных школах, то все зависит от каждой конкретной: есть такие, которые чуть не специально хотят видеть детей-инвалидов в классах, чтобы учить детей толерантности, а в некоторые не принимают с малейшими отклонениями, некоторая гиперактивность у ребенка – и адьос», – говорит Ольга.
«У нас обычная школа. В классе два ребенка: один полностью слепой, у другого психические отклонения. Оба учатся по программе вместе со всеми детьми. В школе прививают толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями. На всех мероприятиях можно встретить инвалидов. Отношение социума к ним крайне дружелюбное», – рассказывает Надежда, живущая в одном из штатов Мексики.
Сын Надежды учится в частной школе.
В балетной школе, например, с остальными детьми может заниматься девочка без руки, и она будет делать то же, что и остальные, и не считаться инвалидом, а на занятиях по плаванию – мальчик с ДЦП.
Конечно, не всегда все так радужно – и в Мексике инвалидам бывает тяжело.
«У моей близкой подруги умственно отсталый сын, ему сейчас уже 25 лет. Первый ее муж сразу же после рождения ребенка их бросил (но это единственный случай, о котором мне известно, когда семья в Мексике распалась из-за этого, во всех остальных папы на месте). Подруга после получения диагноза работала на дефектологов и коррекционных педагогов – все полностью за свой счет, и в результате она его вытянула. Он четыре раза оставался на второй год (при том, что в Мексике это практически невозможно из-за запрета регулирующих органов). Учился он в частных школах, два раза они школу меняли – в одной его страшно травили и издевались, в другой избивали – до переломов. Что самое поразительное, сейчас он учится в вузе, на актерском факультете, снимается в кино и играет в театре!» – говорит Надежда из Мехико.
А государство что?
Серьезной помощи от государства, по словам местных мам, таким семьям ждать не приходится. Власти могут оплачивать сопровождающего ребенку, который будет присутствовать на занятиях, но – не всем и не всегда. Также получение свидетельства об инвалидности ребенка дает право на парковку на специальных местах и посещение музеев, выставок, детских центров и т.п. со скидкой.
Еще есть ряд государственных организаций, проводящих терапию для таких детей и, если очень постараться, можно получить право на занятия с профессиональным врачом – до часа в неделю.
«Мой семилетний крестник – слабовидящий, почти слепой, безумно одаренный музыкально мальчик, с младенчества начал играть на ударных, сейчас уже на флейте, пианино, и на барабане играет. Выступал со многими известными музыкантами, много раз про него писали в газетах и снимали сюжеты для телевидения. При этом, несмотря на свою известность, абсолютно все делалось и делается за счет семьи. Несколько часов в неделю ребенок занимается в спецшколе для слабовидящих, а так – ходит в обычную государственную, к нему приставлен ассистент. В том году был чудесный ассистент, в этом повезло гораздо меньше. И в саду, и в школе с ровесниками проблем нет – те искренне опекают его», – рассказала Елена.