Воспитание ребенка привязано к времени, в котором ему посчастливилось расти. Сейчас на становление характера и поведения малыша больше влияют технологии, 150-200 лет назад в каждое дитя вкладывали несколько иные ценности. Расскажем, какие качества прививали юношам и девушкам высших сословий и что было важно в жизни аристократии Российской империи.

Прививали чувство собственного достоинства: родился дворянином — соответствуй!

С самого детства дворянским детям говорили, что им в жизни дано больше, чем детям простолюдинов, поэтому и спрос выше. Воспитывали силу, честность, храбрость и доблесть. Объясняли понятие “Дворянской чести”. Ведь нарушенное слово или обещание, которое не смогли сдержать, могло стоить дворянину репутации или даже жизни.

За честь могли сражаться на дуэлях и отдавать жизнь. Это касалось как своей чести, так и чести дамы. Именно в такой дуэли за честь своей жены погиб великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Простые люди с этим не сталкивались. В кругах простолюдинов культ понятия “честь” был менее распространен.

Воспитывали самообладание: дворянин обязан принимать любые новости сдержанно

Выносить любые удары судьбы стойко и без лишних эмоций, а уж тем более скверных слов — вот один из главных признаков аристократии в Российской империи. Детей приучали принимать все события  мужественно и с достоинством. Ведь, если окружающие не видят ваших эмоций, вы не выдаете своих слабостей, избегаете интриг и создаете непоколебимый образ в глазах окружающих.

В какой-то мере можно назвать это лицемерием, но навязывать кому-то свои проблемы и эмоции  считалось бескультурным.

Лев Толстой в повести «Детство» отмечает, что отец Николеньки, кажется, вообще не мог чувствовать удивление. В любом положении он был спокоен и нерушим: “Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему”.

И, если простой человек мог позволить и скверное слово, и откровенную ругань, это никак не было дозволено дворянину. Об этом рассуждает Ольга Муравьева в работе “Как воспитывали русского дворянина. Опыт знаменитых семей России – современным родителям”.

Хорошие манеры и правила этикета прививали с детства

С самого детства за детьми в семьях дворян следили няни. Когда юноши и девушки становились старше, к ним приставляли гувернеров и гувернанток. Они неустанно следили за каждым шагом подопечного. На их плечах лежало и обучение молодых аристократов.

Как известно, приличный человек не оближет пальцы или не откусит кусок мяса зубами, даже когда обедает один. Именно этого и добивались гувернеры. Довести хорошие манеры, услужливость и улыбчивость до автоматизма, чтобы ничто не смогло омрачить выход в свет для юноши или девушки.

Немалое внимание уделялось танцам. Каждый уважаемый дворянин обязан был хорошо двигаться на балу. Так Пушкина и его сестру Ольгу в детстве возили на уроки танцев в дом князя И. Д. Трубецкого. О танцевальных талантах аристократии того времени говорит историк Александр Васькин в книге “Пушкинские места России. От Москвы до Крыма”. В свою очередь, этикет, а уж тем более бальные танцы никак не сочетались с жизнью простолюдинов в Российской империи.

В детях дворян воспитывали скромность: “Носи свою ученость, как часы, — во внутреннем кармане”

Скромность была одним из основных качеств, которые делали дворянину хорошее имя. С самого детства дети аристократов приучались к скромности в одежде и разговорах. Хвастать своими успехами и заслугами было попросту неприлично.

Невоспитанным считалось лезть в чужую беседу со своими советами, или щеголять дорогими украшениями. Ярким примером такого воспитания является семья Николая II. Хоть их и обвиняли в наигранности, но историки отмечают, что скромность и простота царя с царицей были очень искренними. Детей они учили по своему примеру. Ни в чем не отрывали от народа. Так, дочь Николая II вместе с матерью работала в военном госпитале во время первой мировой войны. А сына Алексея государь брал на фронт, чтобы тот не забывал о мирской жизни и знал, какую жизнь ведут обычные солдаты и офицеры. Если обычный мужик мог прихвастнуть, то подлинному дворянину это было непростительно. Об этом в своей работе «Духовно-нравственных аспектах воспитания детей в Царской Семье» рассказал клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, кандидат педагогических наук иеромонах Иероним (Миронов).

Хоть и есть что-то возвышенное в воспитании дворян в Российской Империи, но каждому времени нужны свои меры. Не стоит забывать об основополагающих понятиях честности, достоинства, уважения к себе и окружающим. Хоть воспитание того времени и не во всем подходит современным детям, узнать что-то о принципах дворянского общества будет полезным для родителей и сейчас.