Русские и белорусы — один народ? Кто-то может долго спорить на этот счет. Но факт: их традиции воспитания детей еще в недавнем прошлом сильно разнились.
У Лили, наша подписчицы из Тулы, есть 2 бабушки — русская и белоруска. Они много рассказывают ей о том, как их растили. С некоторыми традициями белорусов Лиля не согласна.
Вот ее история.
У меня две бабушки. Та, что по маминой линии — белоруска, ее детство прошло в Гомельской области, в глубинке. Бабушка по папиной линии русская, она всю жизнь прожила в Туле.
Говорят они о своем детстве, а я столько вещей интересных узнаю! Такие близкие народы, все время живут по соседству, а такие разные подходы к воспитанию…
Вышла замуж — прочь с родительской шеи!
Бабушка Нина (та, которая из Гомельской области) любит жаловаться, как она вышла замуж, и на этом родительская помощь кончилась. Вспомнила об этом и тогда, когда узнала, что родители подарили нам с мужем стиральную машинку:
«Эх, Лилька, везет вам! Вон мать с отцом как балуют! В беде точно не оставят. А я, как замуж вышла, к своим хоть не приходи — вечно к мужу отправляли…»
Бабушку Нину воспитывали, как многих в их деревне. У них такое правило: если сын женится, а дочь выходит замуж — все, слезай с родительской шеи!
Бабушка Маша (та, что из Тулы) каждый раз удивляется, мол как так можно:
«Сколько помню себя, всегда за помощью сначала к матери с отцом бежала. Помогали.»
И мне непонятно, как такое может быть. Родные дети все-таки! Какая разница, есть у них своя семья или нет?
«Умел народить — сумей навучить»
Бабушка Нина часто приговаривала так. Эту фразу часто повторяли в ее семье.
Говорит, в основе ее воспитания всегда был труд. Едва на ноги встала — уже в огороде помогала старшим.
«У нас все дети с 3-х лет весной сеяли, а летом помогали урожай собирать.»
А бабушка Маша сидит и жалеет ее:
«Меня малую мать никогда не пускала в огород. Я в 3 года еще бегала с ребятами. С 6-7 только помогать начала.»
А бабушка Нина откровенничает о другом. Во времена ее детства было так: чем больше ребенок умел, тем сильнее его уважали родители. В их деревне 3-летние дети уже могли за гусями присмотреть, в огороде помочь. Баба Нина гордится:
«Зато к 20 парни становились хлеборобами!»
А мы с бабой Машей не согласны. Детство где?
У нежного отца не бывает хороших детей
При детях старались не браниться, зато их самих могли воспитывать сурово. Главное — чтобы никто об этом не знал. Такое бабушка Нина рассказывает о белорусах.
У них считали так: нежный папа не может быть хорошим воспитателем. Она любит вспоминать, как отцу одного взгляда хватало, чтобы утихомирить всех детей в доме:
«Только глянет — все сразу по углам разбегаемся!»
И смеется… А на самом деле ничего смешного ведь нет!
Бабушка Маша рассказывает, что-то подобное. Только говорит, что отец везде был одинаковый — и на людях, и дома. Если суровый, об этом знали все.
Сама баба Маша никогда на отца не жаловалась. Он был человеком строгим, но дети его не боялись, а уважали. Но сердце у него было доброе. И никто не считал это слабостью или поводом для дурного воспитания.
Белорусы сами выбирали невест своим сыновьям
В нашей семье ни для кого не секрет, что невесту для брата бабы Нины выбрал их отец. У них это нормально — традиция, своего рода.
Бабушка Маша любит подшучивать на эту тему, но все мы прекрасно понимаем, что поводов для веселья немного.
Вася прожил с женой долго — всю жизнь, но не сильно счастливо. В молодости он любил другую девушку, а женился на той, у папы которой был большой участок. Папа так наказал, и благословил только этот брак.
Правильно ли это? Не знаю. С одной стороны, отец заботился о том, чтобы вся семья была сыта — земля прокормит. А что делать с чувствами? Мне кажется, это неправильно.
Сыновья — дети отца, дочки — матери
Бабушка Нина говорит, в их семье было так. Лет в 10-12 всех наследников разделяли между родителями — каждый учил их тому, что делает сам.
Бабушка Маша, слыша о таком, часто говорит:
«Что за вздор?! Вот мы все делали сообща. Надо скотину накормить — всей гурьбой собрались и пошли по сараям с утра зерно разносить. Надо огород вскопать — дружно идем все вместе — и мальчики, и девочки. Кто-то пашет, кто-то траву дергает.»
Баба Маша против такого разделения. А баба Нина считает, что ее предки белорусы делали правильно, обучая мальчиков мужской работе, а девочек — женской.
Я на стороне бабы Маши. Нет ничего плохого в том, что мальчик помогает женщинам, а девочка — мужчинам. Какая разница, если все делается на благо семьи? А баба Нина говорит:
«Лилька, это сейчас вы по-другому живете. А тогда были другие времена.»
Наверно. Но все равно некоторые традиции воспитания белорусов я не пойму. И бабушка Маша, которая в те же годы была ребенком, но воспитывалась по русским традициям, тоже не все одобряет.
Согласны ли вы с такими традициями воспитания белорусов? Напишите в комментариях, что из перечисленного вы считаете самым правильным?