Закон о включении трудового воспитания в обязательную часть школьного образования был принят депутатами 28 июня 2023 г. Причем, единогласно и сразу в первом чтении. Но что он предусматривает?
Расскажем, какие новые обязанности ждут наших детей с нового учебного года. Авторы заверяют, что школьникам не придется мыть полы и окна, но как на самом деле?
Родители, готовьте корвалол и валидол — судя по всему, скандалы неизбежны
Питерский форум включил в себя представление министром Кравцовым новой школьной реформы. Привлечение к труду школьников планируется осуществлять без согласования с родителями.
Многие взрослые возмущены, и их можно понять. Сама задумка нового закона неплохая, но пока решения, принятые наверху, спустятся вниз, их несколько раз перефразируют. Каждый чиновник или директор школы поймет задание по своему, а результат — конфликты с родителями и детьми.
Вячеслав Володин сообщил, что от учителей и родителей неоднократно поступали просьбы о включении трудового воспитания в обязательный школьный курс.
В июне по инициативе спикера в Telegram-канале проводился опрос о том, нужно ли принимать закон об общественно-полезном труде для школьников. Только 10% выразили несогласие.
Школьники будут учиться или все-таки мыть полы?
Учебный год 2023–2024 гг. начнется с нововведения. Депутаты приняли закон о трудовом воспитании школьников. Суть его вот в чем: если ребенок согласен, то его могут привлечь к посадке цветов и деревьев, украшению класса, оформлению школьной площадки и другой работе, направленной на облагораживание территории школы.
Цель принятия закона — развитие единства, умения взаимодействовать в социуме.
Автор законопроекта Ольга Казакова считает, что для формирования уважительного отношения к труду, ребенок должен стать участником процесса, а не пассивным наблюдателем. А комплекс элементарных навыков, которые он получит, оказывая такую помощь школе, непременно пригодится во взрослой жизни.
Вспомнили и о том, как в советские годы существовал график дежурств. Согласно ему ученики мыли доску, парты, помогали в столовой. Именно в школьное время нужно прививать любовь к коллективному труду и ответственность за принятые обязанности!
Не все родители согласны с этими красивыми аргументами
Не каждая мама готова к тому, что ее ребенок будет не только учиться, но и заниматься теми делами, за которые платят уборщицам и садовникам.
Одна из мам, Наталья (36 лет), считает, что обязательное трудовое воспитание принесет только пользу. Она рада, что дети научатся элементарному труду.
Женщина говорит, что это пригодится в жизни. А вот чей-то папа Роман (42 года) думает, что уважение к труду с детских лет, конечно, нужно прививать. Но дети не должны выполнять работу вместо технического персонала! Их задача — учиться, а не мыть аудиторию.
Статистические отчеты показывают, что только 10% родителей негативно относятся к привлечению детей к физическому труду.
А на самом деле нужны ли ребенку все эти умения?
Мнение о том, что мальчик с юных лет должен учиться слесарить, ремонтировать и мастерить, а девочка — первоклассно готовить, мыть и стирать, было актуально для советского времени. Именно тогда слесарь мог выполнять заявку в течение нескольких недель.
Современный рынок услуг обширен и разнообразен. Собрать и установить шкаф, починить стиральную машинку, испечь торт могут люди, которые занимаются этой работой профессионально.
Да и принцип ручного домашнего труда сильно изменился за последние 20-30 лет. Почти в каждом современном доме есть робот-пылесос, посудомоечная машина, автоматический мойщик окон — даже необязательно уметь держать швабру в руках! К тому же, польза от мытья пола в школе грязной тряпкой непонятна.
Неужели умственный труд — это не работа?
Трудовые обязанности и их коллективное выполнение — хорошая задумка. Но работа — это не только веник или тяпка в руках. Многие родители считают главным недостатком законопроекта в том, что умственный труд не учитывается.
Елена, мама мальчика Егора, поделилась мнением, что во время подготовки к ЕГЭ ее сын уделяет массу времени изучению дополнительного материала. Самодисциплину, режим дня, многочасовую умственную работу нельзя противопоставлять мытью полов!
Вот основные вопросы старшего поколения:
- Чему все-таки будут учить детей? Шить, готовить, столярить?
- Как эти нововведения отразятся на успеваемости детей?
- Как и кто должен определить какой именно навык пригодится детям во взрослой жизни?
- Не получится ли так, что школы начнут экономить на найме уборщиц, дворников, а все их функции возложат на простых школьников?
Пока что вопросов слишком много. Поэтому неудивительно, что внедрение закона о трудовом воспитании вызывает у мам и пап смешанные чувства. Ничего плохого в этом нет, ведь в советское время все дежурили, сажали деревья, даже ездили в колхоз на практику. Но родители хотят понимать, какие именно обязанности будут входить в понятие «трудовое воспитание» и насколько актуальны эти навыки для будущей взрослой жизни.
Очень интересно, как наши читатели относятся к такому нововведению. Напишите в комментариях, что думаете на этот счет.