Важно понять разницу между «не хочет спать» и «не может заснуть».
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не уложит вас. Либо создаете себе условия для засыпания. Включаете процесс анализа ситуации: «Что мне мешает уснуть? Как исправить?»
Может душно? Может шумно? Может жестко? Может жарко? Может мысли мешают?
В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
1. Может быть, прошло еще мало времени бодрствования. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Логично немного сдвинуть время ночного сна. Режима дня нужно придерживаться, но не следовать ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который объективно совсем не хочет спать. Не вижу криминала в том, что ребенок уснет на час позже. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мячике, снять с мячика и поместить в кровать, то ребенок будет скакать в кровати.
Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет думать, прокручивать в голове аргументы оппонента и последствия сорванных переговоров.
«Гештальт не завершен» — как говорят психологи. То, что пора спать – это понятно взрослому, а ребенку непонятно.
Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность.
А неожиданность – это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: « машинки уехали в гараж», «куклы ушли спать».
Переключите ребенка заранее с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания – привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
3. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию. (Свет, звук) Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
4. Раздражитель внутри – навязчивая мысль, страх, сомнение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему. Просто начать разговаривать, применяя приемы активного слушания. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.