В своей книге «Поверь в свое дитя», вышедшей в 1987 году, Лупан описала свою методику раннего развития, в основе которой лежит искренний интерес ребенка и родителя к любым видам деятельности. Только обоюдное удовольствие от занятий, по ее мнению, способно дать плоды в раннем развитии, не отбить интерес ребенка к обучению, вырастить интеллектуально и физически развитого ребенка. Книга стала популярной потому, что, будучи простой мамой, Лупан подробно описала свои занятия с дочерями, оформив их не как методическое пособие, а как дневник, делясь своими мыслями с читателями, таким образом вдохновив огромное количество родителей.

Представляем вам 51 принцип воспитания и раннего развития от Сесиль Лупан:

1. Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь.

2. Самые лучшие преподаватели для малыша – его родители.

3. Обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет.

4. Невозможно не заметить разницы между счастливым ребенком и ребенком, которого заставляют что–либо делать насильно.

5. Отсутствие принуждения – принцип, которым мы руководствуемся, в этом наша сила.

6. Очень многие из нас таят в себе огромную энергию, созидательные силы и запас терпения, которые могут сдвинуть горы, если с одним из наших детей случится беда. Почему же не попытаться использовать эти сокровища для наших «нормальных» детей?

7. Вместо того, чтобы смотреть на лепечущего карапуза, как на человеческую личинку, увидьте в нем студента, готовящего свою докторскую диссертацию.

8. Всем известно, что ребенок будет говорить так, как говорят вокруг него. В зависимости от окружения он будет выражаться языком изысканным и отточенным, либо образным, перемежающимся жаргонными словечками, либо, наконец, языком примитивным и грубым.

9. Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово.

10. Для развития речи ребенка очень важно читать ему вслух, лучше ежедневно. Привить малышу любовь к чтению книг – ваша главная задача.

11. Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов.

12. Обучение чтению в школе начинают с шести лет, это слишком поздно. К шести годам баснословные способности к восприятию знаний быстро истощаются.

13. Если мозг ребенка не был натренирован интеллектуальной деятельностью в течение первых лет жизни, ему очень трудно будет достигнуть высокого уровня понимания, особенно при зачастую просто отталкивающих методах школьного обучения.

14. Считается, что оптимальный возраст для начала обучения малыша – 3–6 месяцев. Начать в год – тоже неплохо. После двух лет ребенка учить будет с каждым годом сложнее.

15. Почему нельзя начинать с алфавита? Потому, что в основе каждого обучения лежит принцип: от известного и конкретного к неизвестному и абстрактному. Буквы алфавита – это полная абстракция. Элементами языка являются слова, а не буквы.

16. Человечеству необходимы гении. Не существует гениев зла – это абсурд. Не бывает неэффективных гениев, тогда это не более, чем «ходячие энциклопедии». Подлинный гений измеряется результатами его деятельности. Большинство гениев в школе были посредственными учениками (Эйнштейн, Эдисон и т.д.), они скучали там, как и большинство детей; но в отличие от остальных им удалось выйти невредимыми!

17. Разум – это умение владеть знаниями.

18. Все человеческие знания подразделяются на десять отраслей: Биология, История, География, Музыка, Искусство, Математика, Физиология человека, Прикладные науки, Языки, Литература.

19. Если вы не уверены, что вести своего ребенка дорогой знаний – большое счастье, не делайте этого. Так будет лучше и для вас, и для него. Оставайтесь всегда веселы и не напрягайтесь.

20. Следите за собой, хорошо спите и питайтесь.

21. Обязательно доверяйте своему ребенку. Если он ошибся, может быть, ему просто хотелось вас подразнить или же было нужно, чтобы вы повторили что–то еще раз.

22. Никогда не обманывайте малыша. Выполняйте все данные ему обещания.

23. Поддерживайте его начинания.

24. Исправляя ошибки, никогда не допускайте неприятных комментариев, а при каждом правильном ответе не забывайте похвалить.

25. Прекращайте занятия до того, как он устанет.