Ребенок до года требует от мамы много внимания, особенно часто он любит находится у нее на руках. Так ему уютнее и безопаснее. Однако многие мамы не раз слышали предупреждение, что, если малыша часто брать на руки, то он привыкнет и придется носить его на руках чуть ли не до школы. А кто-то будет считать, что это разбалует ребенка.
Но абсолютно любой малыш в первые месяцы жизни будет проситься на руки, так как это его базовая потребность и это заложено в нем природой. При этом многие психологи настаивают на том, что ношение на руках младенца также необходимо и маме. Для нее это возможность лучше чувствовать и понимать своего ребенка.
“Ручной” ребенок – достижение или недоработка?
Однажды в поликлинике мы с малышом в слинге стояли в очереди. И со мной разговорилась одна мама с малышом на руках. Она мне говорит: «Вы все время так носите?» «Да», – говорю. «А мне все твердят, что надо отучать, а то потом тяжело будет. А Вы не боитесь к рукам приучить?»
А я в шутку немного утрирую: «Ясно, а я наоборот стараюсь к рукам приучить. Так ведь нет, просится с рук!» Мама была удивлена и сказала с некоторой завистью: «Надо же, какая Вы молодец, вот и мне кажется, что пока маленький, можно носить…»
На чьей стороне правда? Чья стратегия более эффективна и приятна для ребенка и для мамы? Приучать или отучать, носить на руках или нет?
Давайте обратимся к мнению классика мировой психологии Эрика Эриксона, который в своей книге «Детство и общество» выделил 8 основных периодов развития человека, первым из которых является период базового доверия.
Согласно теории Эриксона, базовое доверие к миру у человека формируется в течение первого года жизни, и, будучи несформированным, никогда уже не может быть восполненным. Отсутствие базового доверия к миру – прекрасная база для развития всевозможных комплексов и трудностей личного характера, набор которых уже зависит от дальнейших условий жизни. Если несколько упростить модель, человек со сформированным базовым доверием к миру многие «негативные» условия жизни просто не замечает, а с несформированным – попадает под их воздействие.
Формирование базового доверия основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно – на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.
Внезапное и непонятное ребенку исчезновение мамы на первом году жизни ставит под угрозу его чувство безопасности, ощущение, что «все хорошо» (это и есть базовое доверие). А для совсем маленького ребенка мама исчезает (возможно, навсегда, о ужас!) каждый раз, когда выходит в другую комнату. Чем дольше и чаще отлучки, не соответствующие возрасту, тем больше нарушается чувство безопасности. Чем их больше в более раннем возрасте, тем менее стойкое у ребенка ощущение безопасности, тем меньше запас доверия, что мама вернется, а значит, мир безопасен.
А в присутствии мамы ребенку необходимо находиться у нее на руках. Этому есть психологические и физиологические объяснения, но и без них с этой необходимостью обычно никто не спорит. Мамы интуитивно чувствуют, что ребенку на руках хорошо, и стараются на руки ребенка все-таки брать.
Но, к сожалению, возникают вполне понятные бытовые трудности: руки, спина устают (и в слинге тоже, хоть и меньше), маме хочется свободы, родные видят, что она устала, и тут начинаются «мудрые советы»: не приучай ребенка к рукам, потом не снимешь, пожалей себя, отучай от рук пораньше, чтобы потом проблем не было.
Потребность в любви, проявленная в виде потребности быть на руках у мамы (прикасаться к ней), особенно для искусственничков, кстати, – жизненная необходимость у ребенка до года, такая же, как потребность есть. Если его “накормить” ношением на руках (оно особенно важно именно до года), утолить его голод, он в дальнейшем, сытый, сможет заниматься своими делами, познавать мир, развиваться.
А если его “не докормить”, не доносить на руках, недодать любви в этом ручном эквиваленте – он всю жизнь будет «ходить вокруг холодильника», а пока не вырастет – вокруг мамы, стараясь дополучить. И тут уж оправдаются страхи, что «от рук не отучить».
Когда мы недостаточно носим на руках – мы создаем ажиотаж вокруг рук, ощущение, что этого мало, и этого надо добиваться. Когда мы предлагаем ребенку круглосуточное нахождение на руках (это, наверное, невозможно, но должна быть внутренняя готовность к этому), малыш возьмет, сколько надо, и займется собой. Попросится на пол, то есть. Сам. И «отучать» не придется.
Надеюсь, что кого‑то из мам после прочтения этой статьи хватит смелости довериться своей интуиции, а не страхам окружающих, и до года таки додать малышу сполна любви, внимания и рук.