Все родители с первых дней жизни ребенка хотят научиться его понимать, но еще сильнее — чтобы ребенок понимал и слушался их, получил набор одобряемых нами шаблонов поведения в различных ситуациях. Здоровался, убирал за собой, много читал и занимался спортом. Мы знаем о важности личного примера, но бывают случаи, когда этого недостаточно.
Более эффективным инструментом призван стать метод подкреплений американского биолога Карен Прайор. Ученая с мировым именем и многолетней практикой пришла к выводу, что выработанные ею методики дрессировки животных отлично подходят и для людей.
Сами принципы достаточно просты и гуманистичны, а главное — эффективны.
В основе лежит теория бихевиоризма Б. Ф. Скиннера, где поведение рассматривается как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Карен знает, как создавать пресловутые воздействия.
В многообещающем эпилоге к ее бестселлеру «Не рычите на собаку!» анонсируется умение заставить супруга перестать ворчать; обучить трехлетнего ребенка вести себя прилично; объяснить кошке, что не надо залезать на кухонный стол; сподвигнуть начальника регулярно повышать вам зарплату; улучшить свои результаты в любой деятельности.
Метод подкреплений для развития ребенка
Подкрепление – информация о том, что вам нравится в поведении. Подкрепляется действие, которое предполагается видоизменить. Помните одобрительные возгласы «Да! Это оно!» тренеров спортсменов и танцоров во время занятий – это и есть подкрепление.
Методика дуальна: есть положительное и отрицательное подкрепления. Положительное — желаемое: пища, ласка или похвала. Негативное — чего хочется избежать: шлепок, нахмуривание бровей. Автор утверждает, что подкрепление лучше, чем вознаграждение. Это более тонкая психологическая работа, основанная на эмоциях, а не материальных ценностях. Положительное подкрепление ведет к увеличению вероятности повторения подкрепляемого действия, негативное – к уменьшению.
Например, вы хотите, чтобы ребенок помогал вам по дому. Реакция мамы “дождалась”, “наконец-то” приведет к снижению вероятности повторения этого действия ребенком (негативное подкрепление). Он думал, что вам это нужно, а вы злитесь (дети сильнее реагируют на эмоции, чем на слова, именно поэтому с ними так важен ваш положительный настрой при диалоге).
Если мама похвалит, скажет спасибо, у ребенка сформируется положительная ассоциация. А дальше дело за малым – стимулируйте необходимые события (“А принеси-ка мне тарелки со стола. Какая молодец!”), подкрепляйте их положительно.