Школа – не только место для получения знаний, зафиксированных в учебниках, но и огромное поле для социальных уроков. К сожалению, такие уроки далеко не всегда проходят без конфликтов, и есть немало детей, предпочитающих решать вопросы кулаками.

Поводом для рукоприкладства может стать ссора, неудачная шутка, дружеская потасовка, переросшая в серьезную драку, и многое другое – подросткам бывает сложно контролировать свои эмоции и просчитывать последствия поступков. Нередко «битый» оказывается не меньше виноват, чем «небитый».

Но далеко не единичны случаи, когда школьник становится жертвой немотивированной агрессии. Тогда для избиения называются самые нелепые аргументы: «дурацкий» цвет куртки или фасон шапки, «противный» голос, неподходящий рост, странные увлечения, слишком высокий или слишком низкий интеллект, плохой с точки зрения нападающих поступок и прочая, и прочая. Хотя в основном настоящая причина травли – попытка утвердить собственное превосходство над более слабым противником.

Куда обращаться

Игнорировать «вооруженные» конфликты между детьми ни в коем случае нельзя. Особенно, если речь не об обмене парой шутливых тычков между приятелями, которые через полчаса уже помирились, а о целенаправленных издевательствах и побоях.

Обратитесь с устным и письменным обращением к классному руководителю и директору: по статье 32 Закона РФ «Об образовании» школа полностью отвечает за всех своих воспитанников, пока они находятся на ее территории. Также педагогов необходимо поставить в известность, если ученики поймали свою жертву за пределами школьного двора.

В зависимости от тяжести ситуации можно этим ограничиться, оставив принятие мер на усмотрение руководства учебного заведения, или же обратиться в полицию с заявлением. В нем нужно подробно описать происшедшее, указать имена и внешность участников драки, получить направление на медицинское освидетельствование (или сначала снять побои в травмпункте или больнице, а потом направиться к участковому).

Избиение уголовно наказуемо (статья 116 УК РФ), нападавших можно привлечь к ответственности и, как минимум, заставить возместить моральный и материальный ущерб.

На всех бумагах не забывайте указывать дату, настаивайте, чтобы документам присваивали входящий номер, и берите себе копию за подписью принимающего лица. Это страховка на случай, если дело «потеряют». Все разговоры желательно записывать на диктофон.

Что точно не надо делать – решать проблему силой. Да, казалось бы, чего проще – пойти и побить обидчиков в ответ, да и в порыве гнева это кажется самым естественным и эффективным решением. Но мы живем в правовом обществе, и безнаказанно бить кого-либо нельзя, даже если он виноват. Ни бить, ни угрожать, ни оскорблять несовершеннолетних, их родителей или педагогов – иначе защитник рискует сам попасть под уголовную ответственность.

Так что законных варианта только два: решать миром в рамках школы или привлекать правоохранительные органы и добиваться компенсации вреда через суд. Имейте в виду, что если хулиганам меньше 14 лет, то всю ответственность за их действия будут нести их родители, а также руководство школы.

«Моего десятилетнего сына побили старшеклассники в школьном дворе. Повод был глупым – им, будто бы, не понравился цвет его куртки. В тот же день я связалась с нашим классным руководителем, сообщив ей о случившемся, а с сыном поехала в травмпункт. Выяснилось, что обо всех травмах, полученных в результате школьных драк, автоматически ставится в известность полиция. На следующий день мы пришли в школу, и вместе с директором и завучами выяснили подробности драки, чуть позже подошла инспектор из отдела по делам несовершеннолетних.

К сожалению, в нашей маленькой школе нет камер снаружи, но удалось вычислить зачинщиков по камере у выхода из раздевалки. К чести директора школы она не пыталась «замять» историю, а всячески шла на встречу. Я не писала официальных жалоб, и сразу сказала, что у меня нет претензий к школе — уследить за учениками в школьном дворе после уроков в день пробного ЕГЭ было бы сложно. Возможно, будь последствия серьезней ушибов, я бы пошла более официальным путем — жалоба в департамент могла бы сильно испортить перспективы старшеклассникам.

Дело закончилось школьным разбором, с участием всех родителей, инспектора и школьной администрацией. Всех участников драки поставили на учет в инспекцию ПДН – оказалось, что на учет ставят и пострадавшую сторону. С сыном стал работать школьный психолог.»

Мама ученика одной из школ Москвы.

Что дальше?

С пострадавшим ребенком нужно обратиться к детскому психологу. Опытный специалист поможет научиться преодолевать страх и неуверенность перед подобными ситуациями, разобраться в причинах конфликта. Важно продемонстрировать ребенку, что вы, родители, всегда готовы поддержать и защитить его.

Вот что говорит Надежда Иванченко, детский психолог, специалист по девиантному поведению: «Во-первых, обсудите с ребенком произошедшее. Это было разовое нападение или систематическая травля? Важно понять масштаб проблемы, хотя она в любом случае есть. Во-вторых, не бойтесь сами для себя обозначить эту проблему. Не надо считать, что у «сына просто сложности в общении со сверстниками». Произошло насилие, и пока вы лично это не осознаете, все будут делать вид, что ничего такого не случилось.

Травля не прекратится сама собой. Поэтому разрешать проблему должен взрослый: учитель, школьный психолог, завуч или директор. Именно он должен однозначно озвучить, что травля недопустима. Хорошо, если разговор не станет нотацией, дети это быстро распознают. Так что после разговора с ребенком поговорите с директором, обычно ситуацию удается уладить вместе с вмешательством взрослых.

Что касается самого ребенка, то выясните, насколько глубок его конфликт с одноклассниками. В простых ситуациях достаточно извинений и времени, чтобы отношения детей наладились. Однако если ребенку приходится очень трудно, выходом может стать и перевод в другую школу».

Смену места учебы стоит оставить на крайний случай, как, например, не прекращающаяся травля со стороны других детей, даже и без членовредительства. Подобное может отложиться у ребенка в голове как побег и подтверждение собственной слабости, что негативно повлияет на его самооценку. Неплохой вариант – записать ребенка в спортивную секцию. Но не затем, чтобы научить драться и давать сдачи, а для того, чтобы улучшить физическую форму в целом и повысить уверенность в своих силах.