16. Не расспрашивать их. Дети чувствуют себя любимыми, у них нет проблем со сном, когда родителям искренне интересно, как прошел их день, что происходит в их жизни, особенно то, что сами дети считают важным.

17. Не читать книжки вслух. Когда малышу читают, ему приходится сидеть спокойно, не шуметь и задействовать воображение. Эти навыки пригодятся ему в школе: ему не трудно будет внимательно слушать учителя, а воображение позволит развить креативность.

18. Слишком рано лишать ребенка соски. Есть мнение, что соска – это зримый символ незащищенности, и поэтому родители стараются побыстрее отучить от нее ребенка, вместо того чтобы помогать ему чувствовать себя в безопасности, и тогда необходимость в соске отпадет сама собой. У меня есть взрослые пациенты, которые до сих пор украдкой сосут пальцы.

19. Перекармливать

И еще спрашивать: «Ну ты как, наелся?» Многие дети после этого просят добавки: срабатывает зашитая в нас древняя программа, которая была жизненно необходима человеку в те времена, когда еды было недостаточно. Ребенок приучается к чувству перенасыщения, а его желудок адаптируется к таким объемам как к норме и растягивается.

20. Шлепать. Телесные наказания не работают, работает только любовь. В моей практике было много пациентов, которых воспитывали по принципу «пожалеешь розгу – испортишь дитя», но результат был прямо противоположен намерениям: они выросли обозленными, агрессивными, лживыми или запуганными, напоминающими живые автоматы.