Можно ли воспитывать детей, не прибегая к наказаниям? Конечно, можно, но этот путь трудный, требующий опыта, силы и выдержки. На одну безусловную любовь здесь полагаться определенно нельзя. По наблюдениям, хорошие родители наказывают ребенка всерьез только раз или два в жизни, где-то в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок пробует родителей на прочность. Если эта битва выиграна, далее снова налаживается хорошая жизнь и взаимопонимание, только изредка чередуемая скорее символическими наказаниями.

Когда-то родители используют предупреждение “Раз! Два! Три!”, когда-то тайм-аут без предупреждения, иногда приходится на время ребенка чего-то лишать за баловство – но все эти воспитательные меры живут где-то на периферии взаимоотношения родителей и детей, а центре находится другое: живое и теплое общение, обсуждение общих тем, помощь в учебе, совместный досуг, спорт…

Меньше всего приходится наказывать тем, кто наказывать не боится, кто может сделать это легко и эффективно, но – но кто при этом с детьми дружит, детей любит, детей воспитывает в большей степени своим примером и с удовольствием рассказывает детям, что им нужно делать, чтобы ими только гордились и никто их не наказывал.

Если к детям в школу приходит молодая учительница, которая добрым голосом обращается к детям и говорит, что она им доверяет, хочет с ними дружить и считает, что детей наказывать нельзя, с самой высокой вероятностью это закончится для нее (да и для детей) плохо. Дети с удовольствием сядут ей на шею, она попробует это потерпеть, но через месяц-другой ее терпение кончится, и она на детей сорвется.

Более опытная учительница начинает просто с установления нормального порядка и дисциплины, если кто-то захочет проверить ее на прочность – с урока выгонит, но когда класс начнет ее уважать, она детям улыбнется – и скоро все поймут, что на самом деле она удивительно теплый и любящий человек…

Воспитать ребенка, не прибегая к наказаниям вообще и никогда, нереально: ни один грамотный педагог не пойдет к трудным детям, не имея возможности когда-то кого-то наказать. Возможность наказать – это проявление силы, а люди силу уважают. И чем ниже люди по уровню развития, тем больше они уважают в первую очередь силу. Возможность наказания для педагога – такая же обязательная вещь, как оружие у полицейского. Не будет оружия – не будет и полицейского. Другой вопрос, что наказания должны быть адекватны и эффективны. Будем разбираться?

В обыденном сознании наказания – обязательная и эффективная мера для наведения порядка и один из способов воспитания. В реальности все сложнее: как метод влияния, наказание – упрощенный и менее эффективный вариант отрицательного подкрепления, и обычные наказания более злят, чем воспитывают. Возможности наказания невелики: наказание может остановить плохое поведение, но оно не воспитывает добрых чувств.

Чем мудрее человек, тем реже он сталкивается с необходимостью кого-то либо наказывать, тем больше у него возможностей воспитывать ребенка, не прибегая к наказаниям. Наказание – не цель, а средство. Если средство негодное (поведение и мысли не меняются или меняются не туда) – не надо применять его впустую или во вред. Если наказание превращается в самоцель (облегчение души родителя, например) – это не наказание, а слив агрессии.

Чем лучше управление – тем меньше наказаний. Чем выше квалификация родителя как управленца, чем лучше он знает своего ребенка и заботится о его душевном равновесии, чем качественнее предвосхищает и предотвращает нежелательную ситуацию, тем меньше нужды в наказаниях, тем в большей степени родители и дети дружат, играют, разговаривают и вместе занимаются общими делами, в процессе чего и происходит передача родительского опыта детям.

Как или когда наказывать нельзя? Когда вы сердиты, наказать хочется. Но в некоторых случаях наказывать нельзя, потому что, кроме плохого, от этого не будет ничего хорошего.

Когда и как наказывать можно? За наши ошибки нас наказывает жизнь, и это нормально. Наказания не могут быть слишком жесткими – жизнь жестче любых наказаний. Смерть ребенка, которому родители не объяснили, что нельзя играть с огнем или пробовать наркотики – жестче любых действий родителей, которые могли и должны были это предотвратить.

Наказания не могут быть слишком жесткими – они могут быть только неадекватными, когда не достигают поставленных целей или достигают целей прямо противоположных. Адекватные наказания, служащие уроком, воспринимаются нормально и бывают просто необходимы. А если вы умеете наказывать весело, делаете это необидно и хороший результат очевиден всем, то в таких наказаниях захотят участвовать многие.

Наказывать своих детей нормальным родителям не хочется. Как-то глупо: мечтал о детях, хотел любить, а тут только и делаю, что ругаюсь и наказываю. Возникает вопрос: ребенок не уродился или во мне что-то подправить? Ответ: даже если “ребенок не уродился” (такое тоже бывает), начинать нужно с себя. Итак, если ребенок не ангел и наказаний регулярно заслуживает, что может быть в арсенале родителя, кроме наказаний? Хорошие ответы на этот вопрос – есть!