«Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста». Г. Г. Нейгауз
По словам Михаила Львовича Лазарева, руководителя лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ, кандидата психологических наук, доктора медицинских наук, профессора, уровень интеллекта человека зависит от количества нервных клеток головного мозга. Исследования показали, что определенный процент этих клеток к моменту рождения исчезает.
Удивительный факт ученые объяснили тем, что клетки никак не использовались ребенком во время внутриутробной жизни. Так появилась на свет идея развивать интеллект еще не родившихся детей для того, чтобы сохранить наибольшее количество нервных клеток мозга.
На сегодняшний день разработаны методики обучения математике, языкам, алфавиту. Некоторые педагоги-перинатологи рекомендуют развивать интеллект малыша ежедневно. Как же это возможно? Например, беременным женщинам предлагается ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, рисовать световым лучом буквы и цифры на своем животе.
Калифорнийский акушер Ван де Кар рекомендует будущим мамам методику особых похлопываний, одновременно с ними нужно произносить повторяющиеся односложные слова. Эти упражнения выполняются ежедневно по 15–20 минут. Ван де Кар считал, что таким образом можно помочь более интенсивному интеллектуальному развитию ребенка.
По мнению Жанны Владимировны Цареградской, директора Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», мамы 8ми детей, попытки развития ребенка до рождения разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики.
Александра Кудимова — перинатальный психолог:
«Внутриутробное развитие детей зависит не только от состояния здоровья женщины и работы её организма, но и от её психологического настроя в отношении ещё не рождённого малыша… Демонстрация позитивного отношения к младенцу, растущему внутри мамы, — залог не только его благополучного развития, оно помогает ему подготовиться к родам и жизни после рождения.
В некоторых странах Востока (например, в Китае и Корее) в день рождения ребенку исполняется девять месяцев, то есть возраст человека исчисляется со дня зачатия, а не рождения. Это отношение характеризует восприятие ещё не рожденного ребёнка, как уже существующую личность. Отношения матери и плода изучает перинатальная психология, это отдельная область знаний. Проведено множество научных исследований, — все они говорят, о важности общения между ребенком и мамой во время беременности».
Облегчение родов
Марина Евгеньевна Ланцбург, директор Школы для пап и мам, кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая учебно-производственной лабораторией (сектор перинатальной психологии) считает, что общаться с малышом до рождения нужно для того, чтобы наладить контакт с ребенком, научиться с ним взаимодействовать. Марина Ланцбург рекомендует петь малышу короткие ритмичные песенки, рассказывать ему о мире.
Считается, что, разговаривая с малышом, или напевая ему, будущая мама устанавливает внутреннюю связь. Это позволит ей лучше понимать ребенка и вести его во время родов: обращаться к нему, поддерживать, подбадривать. Или, наоборот, просить его дать ей возможность передохнуть, собраться с силами. Этот диалог помогает маме справиться с родовой болью.
Олег Владимирович Тютин, врач-психотерапевт, руководитель клуба беременных «Стихиаль» считает, что от контакта мамы и ребенка во время беременности зависит благополучное течение родов. Потому что роды идут на «гормонах любви» (окситоцин, простагландины). Если контакт сформирован не был, женщина в родах испытывает боль и не поддерживает ребенка.
Воспитание до рождения
Олег Владимирович Тютин, врач-психотерапевт, руководитель клуба беременных «Стихиаль» считает, что личность ребенка во многом формируется во время беременности: «мир любит — мир не любит», «миру можно доверять — мир опасен, ему доверять нельзя»). Исследования доказали, что информация от мамы передается малышу, в основном, через эмоции, которые испытывает женщина. Поэтому, в ожидании ребенка так важно избегать тяжелых чувств и переживаний.
Жанна Владимировна Цареградская, директор Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана», советует маме во время беременности жить своей обычной жизнью, заниматься бытовыми делами, работать, поддерживать свою физическую форму и приятно проводить свое свободное время. Чтобы ребенок имел возможность получать все необходимые стимулы для развития. Результатом полноценной жизни мамы будет полноценное физическое и психическое развитие ее ребенка.
Зачем общаться с ребенком до рождения?
Александра Кудимова — перинатальный психолог:
«На характер ребёнка повлиять нельзя. Но внутриутробное воспитание предполагает доверительные, позитивные отношения, полные взаимопонимания, которые важны для ребёнка с любым характером».