Современное образование разительно отличается от прежнего, советского. Но отличия заключаются не только в школьной программе, но и во всей атмосфере, в которой находятся современные ученики. Наша читательница Валентина решила поделиться своими наблюдениями. У женщины два внука, которые с удовольствием рассказывают бабушке о школе.

Я — счастливая бабушка. Мои внучата уже пошли в школу, и я с удовольствием провожаю их, а потом забираю с занятий. Помогаю, чем могу, с уроками. Школа у нас хорошая, даже очень. Но я не перестаю удивляться тому, насколько сильно там все отличается от моего личного школьного опыта.

Жизнь школьников изменилась до неузнаваемости. В мое время не было выпускных в конце каждого класса, зато было чувство товарищества.

У детей не было смартфонов, зато на переменках они играли друг с другом, а не сидели, уткнувшись в крошечные экранчики, лишающие их здоровья.

Ученики не вели страницы в соцсетях, которые могут видеть сто тысяч «френдов» и вообще кто угодно. Вместо этого они вели дневники, и по секрету показывали их только самым близким друзьям.

В советскую школу дети поступали без подготовки

Всем моим внучатам пришлось специально готовиться к поступлению в школу. К началу первого класса они уже умели читать, считать, уверенно писали не только палочки, но и буквы, знали английскую азбуку. И все это пришлось выучить, чтобы сдать нечто вроде вступительного экзамена в первый класс гимназии.

Я не против раннего развития детей. В определенном смысле это даже очень хорошо. Но я не могу без ностальгической грусти вспоминать, с каким трепетом я сама, будучи первоклашкой, 1 сентября брала в руки карандаш, чтобы впервые в жизни вывести ряд особых палочек. Благоговейное настроение царило во всем классе. Это было похоже на приобщение к чему-то великому, и так оно, по сути, и было.

В советской школе были удобные парты

Честно говоря, я не могу воспринимать современную школу как ШКОЛУ, потому что в ней нет парт. Мои внуки видят это замечательное изобретение только на картинках. Им приходится сидеть за куцыми столиками (партами их точно не назовешь).

Я же провела все свои школьные годы за тяжелой, солидной партой. За ней было так удобно писать. Наклон крышки, высота скамьи были так рассчитаны, что ссутулиться было просто невозможно. За партами все сидели прямо и не горбились, потому что сама ее конструкция вынуждает к правильной осанке.

В советской школе физкультура была любимым предметом

Мои внуки терпеть не могут уроки физкультуры. Их одноклассники тоже утверждают, что это один из самых ненавистных предметов. Мне стыдно признаться, но я с ними солидарна. Современным детям постоянно приходится сдавать какие-то зачеты, нормативы. Вся жизнь превращена в бесконечный тест, в непрерывную отчетность.

Я же помню совсем другое время. Для меня физкультура была самым любимым уроком. Мы даже не воспринимали его как учебный предмет. Все играли, веселились. Получить двойку по физкультуре можно было только за хулиганство, но хулиганов в нашей школе не было. Поэтому по физкультуре, как и по пению, у всех были одни пятерки.

В советской школе тетрадки были у всех одинаковые

Современное разнообразие тетрадок, ручек, фломастеров и прочей канцелярии просто слепит глаза. Вообще-то, это очень хорошо. Каждый может выбрать себе оформление по вкусу. Но я все равно с грустью вспоминаю стопки наших абсолютно одинаковых тетрадок, лежащих на учительском столе после контрольной.

В мое время не было всей этой пестроты. Ученикам приходилось подчеркивать свою индивидуальность отличными знаниями, а не глянцевыми картинками на тетрадных обложках.

В советской школе был слет отличников

В мое время в школах не устраивали выпускные торжества после окончания каждого класса. Выпускной бал был только один.

Сейчас такую традицию ввели. Она нравится не всем, но я в ней ничего плохого не вижу, если, конечно, не превращать ее в соревнование по дороговизне оформления. Но вот что мне совершенно не нравится, так это вручение похвальных грамот всем подряд.

Когда у моих внуков был «выпускной» по случаю окончания начальной школы, то грамоты получили все ученики без исключения. Зачем так обесценивать награду? Лучше уж вовсе обойтись без нее. Меня просто бесит, когда отпетому двоечнику и хулигану в классе вручают похвальный лист с сияющей золотой надписью «За то, что ты есть!».

В мое время награды ученикам выдавали только за отличную учебу. Раз в год устраивали Слет Отличников. Это был обычный детский утренник со стишками и скромным угощением (стакан лимонада и коржик). Но участие в таком Слете считалось очень почетным. Ведь для того чтобы тебя туда пригласили, нужно было весь год учиться только на пятерки.

В советской школе не было охраны

Объективная необходимость охраны в современных школах меня по-настоящему шокирует. Все предыдущие рассуждения можно списать на старческое брюзжание и ностальгирование по ушедшей молодости. Но тот факт, что каждой школе теперь действительно необходим пропускной режим и крепкий охранник, владеющий приемами рукопашного боя — это в самом деле ужасно.

Я не перестаю сравнивать современную школу с советской, в которой училась я. Честно говоря, я вижу, что это два совершенно разных мира. Сегодня акцент делается на продвинутых детей, с которыми кроме школы занимается еще целый штат репетиторов. Все обезличенное, жесткое. Но одаренный ребенок может добиться действительно блестящих результатов.

В мое время все было тише, мягче и человечнее. Не было бесконечного тестирования, не было жесткой конкуренции среди учеников. Мы были не соперниками, а соратниками и товарищами — так нас учили. Но это время ушло. И я не знаю, хорошо это или плохо.