Наконец-то зиме крышка! Несмотря на недавние ковровые бомбардировки из снеговых туч, солнце светит все ярче и уничтожает остатки снеговой жижи, которую коммунальщики не успели вывезти за город. Сердце поет и ждет начала новой жизни, а расчетливый ум старается успеть до лета: похудеть, купить, починить и закончить с ребенком год без троек.
Синдром весенней усталости
Но подвох заключается в том, что природа расцветает, а вот с человеком в этот период – все наоборот. Многие думают, что когда наступает весна, сходит снег и все живое начинает пробуждаться от зимней спячки, наш организм тоже должен взбодриться и расправить крылья. К сожалению, это – опасное заблуждение. На самом деле, в прекрасные апрельские и даже майские деньки людей часто одолевает синдром весенней усталости.
Причины этого вялого и безрадостного явления вполне очевидны. Представьте себе «колесо года», в котором лето – это психологическое время для радости жизни, свободы и работы, время брать от щедрой природы тепло и плоды. За ним приходит осень – время замедлиться, посерьезнеть и подготовиться к сложной зиме. Зима – это «спячка», бережное отношение к себе и близким, ожидание, обдумывание прошлого и подведение итогов, построение планов. И вот приходит весна – как некое «обнуление», как начало нового витка, с новыми планами. Весной наш организм еще не набрался свежих сил, он только разминается и аккуратно пробует новые возможности, напитывается свежим теплом и осматривается.
С точки зрения медицины, к весне наш организм изматывается и истощает свои ресурсы, весной у нас очень низкая интенсивность обмена веществ, а перезимовавшие овощи и фрукты дают нам все меньше витаминов и микроэлементов. Кроме того, организм стремится приспособиться к перепадам атмосферного давления и температуры. Длинный световой день перенастраивает наши биологические часы, которые контролируют работу сердца, легких, желудка, мозга. Именно в это время мы очень ранимы и уязвимы и физически, и психологически.
Весна и школа
Для школьников эта картина осложняется еще парой обстоятельств. Школьные программы выстроены таким образом, что именно во второй половине учебного года изучается самый трудный и объемный материал. А в конце весны начинается ряд сложных четвертных, годовых и прочих итоговых контрольных и аттестаций, — и понурый организм должен как-то справляться со всем этим потоком ответственных сложностей (кося глазом на папу с мамой, которые ожидают красивого табеля и прочих достижений).
И если в последней четверти ваш ребенок начинает лениться, скандалить или изводить вас своей непонятливостью, понаблюдайте за ним, может быть, он просто страдает от весенней усталости и увеличившихся нагрузок? На это могут указывать следующие особенности поведения:
* делает «глупые ошибки» в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
* подолгу сидит без дела, болтает ногами или перебирает в руках предметы;
* стремится дольше обычного сидеть за компьютером, играя в игры или читая новости в соцсетях, возбуждается от этого больше обычного;
* не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться от них, хотя раньше этого не наблюдалось;
* больше обычного вял, капризен или сонлив;
* засыпает в непривычное для него время;
* часто грубит или обижается;
* не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
* забывает завершать обычные процессы: убирать за собой одежду или посуду, ставить на место книжки, игрушки и другие вещи;
* во время письма часто меняет почерк;
* сидя на стуле, принимает такую позу: одна нога под себя, голова на руке;
* стал прогуливать уроки или опаздывать на них;
* испытывает головные боли во второй половине дня;
* появились темные круги под глазами;
* чаще болеет.
Если вы наблюдаете у ребенка более половины признаков из этого списка, — то один отдых и витамины ему мало помогут, здесь может потребоваться консультация врача. Педиатр или невролог посоветуют средства, которые приведут организм «в кондицию» и помогут справляться с повышенными нагрузками.
Если ситуация не настолько острая, то хорошо бы просто следовать общим рекомендациям психологов для усталых весенних школьников.