Детей, которые на лету схватывают информацию, быстро учатся, умеют выделять главное, делают самостоятельные выводы и креативно подходят к решению задач называют способными, талантливыми или одаренными. Родители ужасно гордятся такими детьми и ждут от них большего.
В свою очередь, ребенок не всегда знает пределы своих способностей и очень боится разочаровать своих близких и учителей, которые то и дело твердят, какой он способный. Он либо не двигается вперед, не пробует нового, тем самым не дает своим способностям развиваться, либо же испытывает стресс от всеобщего давления, страдает тревожностью, что в итоге приводит к тому же результату.
Для того чтобы одаренные дети смогли проявить себя, им необходима поддержка взрослых. Особенно в том, чтобы их адекватно оценивали, правильно хвалили и критиковали. Им необходимо и то, и другое.
Впрочем, в правильной мотивации нуждаются все дети, так как у каждого из них есть дела, которые у них лучше всего получаются. Родителям следует помнить и о том, что одаренный ребенок – еще не означает, что у него будут выдающиеся способности во взрослой жизни. Так же, если вам вдруг кажется, что ваш ребенок не обладает никакими талантами, еще не означает, что он не сможет их проявить позже. Так что правильный подход к оценке детской деятельности может многое решить для вашего ребенка.
Метод кнута и пряника: как правильно говорить с ребенком о его способностях?
Пятиклассник гимназии недавно подстригся как Дэниел Крейг, потому что хочет быть похожим на своего кумира. Но в отличие от Агента 007 Саша любит носить камуфляжные брюки и футболку с изображением еще одного из своих любимых героев – Тома Круза. Саша дружит с пятью своими одноклассниками, которые считаются самыми умными в классе, и ему нравится быть одним из них.
С первых шагов Сашу хвалили не только родители, но и любой взрослый, который имел честь с ним пообщаться. В детском саду его эрудиция также частенько отмечалась, поэтому неудивительно, что при поступлении в школу его тест IQ превзошел все ожидания.
Но по мере учебы в школе его уверенность в собственной одаренности очень часто мешала при выполнении, скажем, домашней работы. Его отец заметил, что сын не хочет выполнять задания, в успешном результате которых он не уверен. «Что-то дается ему сразу, а то, что требует усилий, его не вдохновляет, и он сдается, не успев начать. Саша говорит, что не силен в этом». Он как будто делил занятия на 2 части: на то, что у него хорошо получается от природы, и на то, что не получается с первого раза.
Большие проблемы начались в 3 классе. Ему нужно было освоить чистописание, но прошла неделя, а он так и не приступил к этому. Более того, он категорически отказался тренироваться. Отец Саши пытался его вразумить: «Послушай, сынок, то, что ты умный, не означает, что тебе не нужно стараться». И хотя, в конце концов, он освоил чистописание, произошло это не без повсеместного участия его отца, который по началу все время был недоволен ни результатом его стараний, ни самим Сашей в целом.
Почему же ребенку, у которого такие высокие показатели IQ, не хватает уверенности в собственных силах и он сдается в начале пути? На этот вопрос нам помогут ответить западные психологи.
О приторном прянике
Таких Саш очень много. Учеными было замечено, что большой процент одаренных детей недооценивают свои возможности. Они незнакомы с понятием «усилие», а когда его все же приходится применить на практике, ожидают помощи со стороны родителей.
Родители часто хвалят своих детей за сообразительность. Согласно проведенному в Колумбийском университетеисследованию, 85% опрошенных родителей считают, что важно говорить своим детям, что они умные. Однако исследования школьных систем Нью-Йорка говорят о том, что существует обратная сторона медали: такая похвала приводит к неэффективному применению детьми своих способностей.
Американский психолог Кэрол Дьюк (Carol Dweck) исследовала влияние похвалы на учеников в школах Нью-Йорка. Результаты ее «экспериментов», проведенных с 400 пятиклассниками, показывают вот какую картину.
Ученикам предлагалось выполнить одинаковый письменный IQ тест, достаточно легкий для любого ученика. После завершения теста ученикам сообщали набранные баллы и коротко хвалили. Почему коротко? «Потому что мы хотели посмотреть, насколько дети чувствительны, ведь нескольких слов иногда достаточно, чтобы получить результат», – говорит Дьюк. Но часть детей хвалили за их ум, других за их усердие.
Затем детям предлагалось выполнить еще один тест на выбор. Один тест был сложнее первого, но детям сообщали, что они научатся многому, выполняя его. Второй ничем не отличался по сложности от предыдущего.
90 процентов детей, которых хвалили за усердие, выбрали более сложный тест, «одаренные от природы» предпочли легкий вариант.
Интересно, не так ли? Нужно хвалить усилия и старания ребенка, нежели результат его действий. Дети с ярлыком «умный» боятся его потерять, а потому не берутся за выполнение задний, требующих от них усилий, так как результат может оказаться «на троечку», а за это тебя не похвалят и не назовут сообразительным.
Основные «правила сладкого пряника» таковы: вместо того, чтобы говорить ребенку, какой он умный, сообщите ему следующее:
— «Ты придумал отличный план действий!» – хвалите стратегии ребенка;
— «Ты проделал огромную работу с этими уравнениями» – хвалите за особенности сложной или кропотливой работы;
— «Я видел/а, как ты старался! Твоя работа не пройдет даром!» – заостряйте внимание на усердии ребенка.
О том, как правильно хвалить ребенка, теперь более или менее понятно, но как быть, если ребенок сильно старался, а результат оказался достойным критики? Стоит ли критиковать или как прежде восторгаться нарисованными картинками, на деле похожим на рисунки Муры из сказки «Так и не так» Корнея Чуковского? Кэрол Дьюк и здесь решила прояснить ситуацию, исследуя влияние разной критики на способности ребенка.
О правильной критике
На этот раз детишкам из 67 детских садов было предложено построить домик из конструктора. И дети кропотливо и старательно выполняли задание воспитательницы. Конечно, по завершении задания выяснилось, что не все домики удались: в некоторых не хватало окон, у некоторых не было крыши.