Аутизм — поведенческое расстройство, при котором внимание человека направлено не на внешний мир, а лишь на внутренний. Это заболевание, которое нельзя вылечить. Но при ранней диагностике можно предпринять меры коррекции.
Статистика не очень радует. Подобное отклонение встречается примерно у 1 из 70 малышей. Причем мальчиков среди “аутят” в 2 раза больше, чем девочек. Нет четких границ нарушения, у разных малышей оно проявляется по-разному. Кому-то удается адаптироваться в жизни, и они испытывают лишь незначительный дискомфорт при общении. Другие же могут быть настолько погружены в себя, что ни о какой нормальный жизни в нынешнем понимании вести не смогут.
В настоящее время существует множество действительно действенных методик по работе с детьми-аутистами. Главное — вовремя заметить нарушение и сразу же приступить к коррекции. Вот 10 особенностей, которые помогут вам обнаружить заболевание.
1. Младенец не реагирует на маму
Норма: в 2-3 месяца кроха узнает маму и реагирует на ее появление. Если ваш ребенок так не делает, это повод забить тревогу и обратиться к невропатологу.
2. Ребенок не интересуется другими людьми
Норма: Малыш устанавливает с другими людьми зрительный контакт, внимательно следит за их действиями, пытается прикоснуться. Если ваш ребенок не заинтересован в других людях — это очень тревожный признак.
3. Ребенку не нравятся прикосновения
Норма: Кроха тянется на ручки, любит поцелуи и тактильный контакт. Детки с нарушениями могут кричать и вырываться даже из маминых рук.
4. Задержка речи
Тут стоит быть очень внимательной. Естественно, ребенок не должен в год цитировать Пушкина. Но гулить и пытаться произносить простейшие слоги — обязан. Да, бывают детки-молчуны. Но если ребенок не реагирует на свое имя, а подросший не может ответить даже на самый простой вопрос — повод забеспокоиться.
5. «Все сложно» с эмоциями
Норма: Ребенок выражает простейшие эмоции: радость, злость, обиду и понимает их. Некоторых мам вполне устраивают тихие и спокойные детки, но здоровый малыш должен бегать, шуметь и чувствовать себя свободно хотя-бы дома. Особая опасность — принимать патологию поведения за результат отличной воспитательной работы.
6. Ребенок не играет с другими
Норма: с 3-х лет ребенок заинтересован в коллективной игре, принимает в ней участие и старается придерживаться правил. «Оставьте его в покое, он просто не любит шум» очень опасная формулировка. Ребенок должен играть с другими, дружить и даже ссориться. Лишь таким образом развивается его навык общения.
7. Малыш зациклен на одном предмете
Норма: ребенок достаточно быстро меняет род деятельности в течении дня. Ему интересно все вокруг: посуда, игрушки, животные, папин ботинок. Маму должно насторожить методичное разрывание газеты на крошечные кусочки в течении нескольких часов.
8. У ребенка есть навязчивые движения
Если вы стали замечать, что ваш малыш раскачивается, хлопает по ушам или бьется головой обо что-то в попытках себя успокоить, стоит посетить доктора.
9. Ребенок слишком ревностно относится к ритуалам
Норма: Детям интересны новые сказки, дороги до дома или создание сомнительных конструкций, нарушающих планировку комнаты. Если ребенок устраивает истерику из-за того, что табурет сдвинут на несколько сантиметров или отказывается изменять маршрут, — очень опасный признак. Систематичность, конечно же, нельзя назвать плохим качеством, но когда консерватору всего 5 лет это говорит лишь о нарушениях.